![]() |
![]() | |
![]() |
|
![]() | |
![]() |
Сказание о красоте
Сказочный маршрут
Народные ремёсла
Наш музей
Годовой план работы
История создания ДЛР
Территория ДЛР
База
"Рибшево"
Наши педагоги
Герб, Флаг, Гимн
Устав Республики
|
Изучение гнездовой биологии белого аиста в Детской Лесной Республике.
Поозерьем этот край называется потому, что природа сосредоточила здесь 35 красивейших озер ледникового происхождения. Есть здесь озера крупные, площадью 250 – 300 га (Сапшо, Баклановское, Рытое, Петровское, Дго); есть – небольшие. Но каждое из озер обладает яркой индивидуальностью и потому по-своему притягательно. Например, озеро Чистик славится изумительно прозрачной водой. Озеро Мутное – сапропелиевыми грязями, которые используются для лечебных процедур санаторием им. Н. М. Пржевальского и другими лечебными учреждениями. Основная часть территории парка покрыта сосновыми и смешанно-широколиственными лесами.
Край этот давным-давно полюбился тем, кто ценит неброскую
красоту среднерусской природы; смоляне На территории парка зарегистрировано более 29- видов позвоночных животных, среди которых медведь, лось, кабан, косуля, рысь, лиса… В озерах – 28 видов рыбы, водятся раки. Наличие раков, как известно, свидетельствует о чистоте воды. В парке обитает 205 видов птиц, среди которых есть «краснокнижники». Это скопа, беркут, орлан-белохвост, змееяд, сапсан и черный аист, численность которых очень низка. Но есть виды птиц, без которых представить себе «Смоленское Поозерье» невозможно. Это, прежде всего, лебедь-кликун (именно его графическое изображение использовано в эмблеме парка) и, конечно же, одна из любимейших птиц средней полосы России – белый аист. С это птицей связано множество легенд, аист стал неотъемлемой частью сельского пейзажа, к нему люди настолько привыкли, что именно с появлением этой птицы и ее отлетом в теплые края они связывают свои надежды и формируют график сельскохозяйственных работ. Поэтому совсем неудивительно, что жизнь этой гордой и величавой, и в то же время доверчивой и привыкшей к соседству с человеком птицы вызывает особый интерес людей.
Детская Лесная Республика (ДЛР) создана в Смоленском городском Дворце творчества детей и молодежи. Автор идеи – Грушенко Владимир Иванович, заслуженный учитель России, руководитель Центра этнографии, краеведения и туризма Дворца творчества, создатель детского-туристско-краеведческого клуба «Гамаюн». В 2007 году ДЛР исполнилось 20 лет. Республика открывает для ребят удивительный и загадочный, полный неожиданностей мир природы. Пешком, на байдарках и на лыжах совершаются походы и экспедиции, где учатся ребята жить дружной семьей, быть честными, преодолевать трудности, ценить красоту родной земли. Все маршруты носят исследовательско-экспедиционный характер. Большинство походов посвящаются изучению родной Смоленщины. Совершаются и дальние экспедиции.
Познание природы и экологическое воспитание осуществляется через
практическую деятельность по благоустройству природных объектов и
теоретические занятия.
Круглый год отряды юных краеведов имеют возможность выезжать на базу и уходить на свои любимые объекты или на разведку «белых пятен» территории. Самой продолжительной является двухмесячная летняя программа, также осуществляются двухнедельные походы в дни осенних школьных каникул (ноябрь), зимние сборы с лыжными походами в январе, весенние программы в марте и майская неделя по программе «Вахта Памяти», короткие выезды в выходные дни. Каждая сезонная программа туристско-краеведческих сборов имеет свои отличия и особенности, которые нашли свое отражение в круглогодичной программе ДЛР «Мир человека и мир природы через русский народный календарь». Нет одинаковых годовых и сезонных программ, но есть единая схема, совмещенная с годовым циклом народного календаря. В программах каждого сезона осуществляется единство целей и взаимодействие отрядов, сменяемость видов краеведческой работы, обеспечивается осознание общественной значимости и полезности данной деятельности. В «Школе юного исследователя» Детской Лесной Республики (рук. Никитина Е. Ю.) ребята не только наблюдают природу, но и достаточно серьезно изучают ее. В летний сезон 2008 года (19 – 30 июня) объектом орнитологических исследований «Школы юного исследователя» Детской Лесной Республики стала семья белых аистов. Изучалась гнездовая биология белого аиста.
При выполнении работы наблюдательный пункт располагался примерно в двадцати метрах от гнезда, которое устроено на водонапорной башне в центре деревни Рибшево. Наблюдение велось с помощью бинокля. Общая характеристика. Аистообразные, голенастые, отряд птиц. Филогенетически близки к пеликановым, предковые формы известны с олигоцена. Средних и крупных размеров. В России, как и во всей Палеарктике, известен только один род аистов с тремя видами: белый аист, черный аист и дальневосточный или черноклювый аист. Особенности гнездового поведения.
Аисты демонстрируют прекрасный пример не голосовой «песни». Они практически лишены голоса и не пользуются им в целях коммуникации. Органом, воспроизводящим звук, у них является клюв. Если токуют одновременно самец и самка, то хлопанье клювами приобретает характер согласованного дуэта. Наблюдать за аистами по сравнению с другими птицами несложно, они живут в открытых местах, и все их действия хорошо видны.
Птенцы белого аиста первоначально крайне беспомощны. Недостаток
самостоятельности восполняется В поведении взрослых птиц и птенцов выявлены некоторые закономерности, характеризующие способность птиц к самосохранению и защите от опасности. Так, оставшись в гнезде без родителей, птенцы охраняют гнездо от вторжения чужаков при помощи громкого шипения, хлопанья крыльями и угрожающего поведения.
Так как гнездо расположено в деревенской зоне, аисты привыкли к ежедневным встречам с людьми и транспортом. При вторжении пришельца в пределы гнезда аист тихо и мирно покидает его, но вскоре возвращается. Зарегистрирован кормовой участок птиц. Взрослые аисты не летают за кормом далее одного километра от гнезда. Однако в сухую и в дождливую погоду добыча корма производится в разных биотопах. Направление кормовых полетов со временем изменяется. В период насиживания особи разных полов (отец и мать) летают на места кормежки в противоположные стороны. В период взросления птенцов места добычи корма заметно меняются из-за недостатка корма на старых местах.
В
минуту опасности птенцы ведут себя по-разному, что позволяет рассматривать
их поведение не как По ходу взросления увеличивается активность птенцов, их потребность в движении, стремление к познанию внешнего мира, любопытство. Аистята очень быстро учатся подражать родителям, воспринимая все необходимые навыки.
Никитина Е. Ю. – руководитель
Детская Лесная Республика с радостью приглашает всех к
сотрудничеству.
Наши координаты:
тел. (4812) 38-39-33 | |||||||||||||||||
. | . | . | . | |||||||||||||||
. | . |
. | . | |||||||||||||||
© dlr.narod.ru | Все материалы сайта написаны педагогическим составом ДЛР, создателями и разработчиками WEB проекта. Цитирование и публикация материалов сайта разрешены только с пометкой об источнике получения информации. Вопросы, замечания и предложения присылайте на адрес Барков Андрей | |||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 |