![]() |
![]() | |
![]() |
|
![]() | |
![]() |
Сказание о красоте
Сказочный маршрут
Народные ремёсла
Наш музей
Годовой план работы
История создания ДЛР
Территория ДЛР
База
"Рибшево"
Наши педагоги
Герб, Флаг, Гимн
Устав Республики
|
Лето Красное в народном календаре и в Детской Лесной Республике.
С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого
катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ
года как круга. Недаром мы говорим: «Круглый год».
До недавнего времени сообразно народному представлению о
цикле народно-календарных праздников как явлении человеческой и природной
жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучна
с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с
опытом многих поколений чередования развлечений и труда, отдыха и работы,
веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были
мудро и поэтически осмыслены и зрительно, наглядно изображены в виде
символического знака, колеса, вращающегося посолонь, то есть по движению
Солнца. Чтобы время не сбивалось с предначертанного им ритма, верили предки,
нужно помогать солнцу, луне, звездам, растениям не сбиться с пути. В
народных праздниках прослеживается концентрированное воплощение этой идеи. Лето Красное в народном календаре - это зрелая женщина «в самом соку». Макушка года, макушка жизни – время плодородное. Бабье Лето – последний блеск великолепной Красы, улыбка умудренной годами женщины, стоящей на пороге своей осени… - Лето бурное – зима с метелями. - Лето дождливое – зима снежная, морозная.
- Урожайное лето
предвещает холодную зиму. - Каково лето, таково и сено. - Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
- Если летом ночью не было росы, днем будет дождь.
- Когда издалека
видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра
и дождя. - Если воздух над лесом посинеет – будет тепло. - Если петух запел раньше девяти часов вечера – к дождю.
- Ветряные
мельницы скрипят – буря будет.
- Если голос
звенит – будет ясно. - Грачи летом пасутся на траве – скоро будет дождь. - Первый туман лета – верная грибная примета. - Ясный Млечный Путь летом – к ведру.
- Если пауков
много видно – надо ждать хорошей погоды. - Вороны часто кричат – к дождю или бурной погоде. - Если муравьи летом наносят большие муравьиные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
- Если полевые
мыши натаскивают в свои норы много хлеба, то можно ожидать холодной и
продолжительной зимы. Названия летних месяцев:
июнь – «скопидом», «хлеборост»;
июль – «страдник», «сенозарник», «макушка лета»; август – «жнивень», «разносол», «густоед».
В июле пчелы мед запасают. Перед засухой пчелы становятся злее,
чаще жалят. Праздник перепелятников. Заготавливали банные веники на весь
год. Существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валятся по ним.
Дожди в это время вызывали и радость, и тревогу: они
В августе наступают темные ночи. Пора усиленных
сельскохозяйственных работ, страды. Гадали о предстоящей зиме: если утренник
холодный, и зима холодная. Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму,
если же идет дождь – зима снежная и теплая. В конце Первая встреча осени…
В годовом цикле Детской
Лесной Республики традиционно отмечаются следующие народно-календарные
праздники: - «Троицкая березка»; - «Праздник лесных трав»; - «Иван Купала».
Сам маршрут «Сказки Русского Леса» является результатом коллективного творческого труда методистов и педагогов Центра этнографии, краеведения и туризма. - всестороннее образование, воспитание и развитие личности;
-
развитие
познавательного интереса и творческих способностей в ходе подготовки и
проведения маршрута «Сказки русского леса»; - социальная адаптация подростка в условиях проведения фольклорно-этнографического маршрута; - формирование у подростков научно-исторического мировоззрения, формирование и развитие экологии духа, приобщение к традициям народной культуры.
В
дни школьных каникул собираются на турбазе «Рибшево» Детской Лесной
Республики десятки мальчишек и девчонок. Отсюда начинается
Почему именно сказка? Не секрет, что в настоящее время остро стоит вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения, его духовного развития. Возрождение культурного наследия народа, его традиций, фольклора в системе организации и проведения маршрута «Сказки русского леса» дает возможность ребенку реально войти в сказку, не на сцене, в школе и книжке, а в сказочно-природной ситуации, через подлинные памятники природы, духовно-материальной культуры, реальных сказочных героев.
Издревле, в народе, сказка является самым распространенным жанром
прозаического фольклора. Единого определения этого жанра нет – Сказка в понимании коллектива детей и педагогов Детской Лесной Республики – это реальный мир образов наших предков. Мы пытаемся реконструировать отношения наших предков к окружающей природе, их миропонимание в тот период жизни людей, когда сказочные герои для них был реальностью, видимой и невидимой.
Например, в предметном реальном мире образ Лешего существует в лесу,
хозяином которого тот является; некий Алатырь-камень – хранилище вечности,
времени, клада; образ Бабы-Яги в период матриархата – это хозяйка мира, с
приходом патриархата культ женщины оттесняется, а с появлением новых культов
уходит в тень и сливается с образом мертвеца («нос в потолок», «костяная
нога»). В мире наших предков было реально в представлении даже то, что не
существовало в действительности, верили безоговорочно.
А под невидимыми образами подразумевали такие божества как божество Солнца, ветра, огня, земли и многие другие. Используя народные традиции, сказка начинается с затейливой присказки:
Изловили они, похитили Красу ненаглядную. Исчезла она от людей. Перестали они понимать друг друга, стали пить да скандалить, реки травить да леса губить. Постреляли зверушек лесных да побили птичек певчих. А которые живы остались, улетели из этих мест страшных. Помертвели леса, заболотились нивы хлебные, озера тиной подернулись. Оскудел род людской, разбежался. А земля вся досталась племени чертову. Прослышали про дела эти темные добры молодцы-гамаюновцы. И решили они освободить Красоту ненаглядную, чтобы люди могли жить красиво да ладно. И собрались они в стольном граде лесном – Рибшево…».
Какова же история создания фольклорно-этнографического маршрута «Сказки Русского Леса»? Сама идея сказочного маршрута зарождалась при проведении «Тропы посвящения» в члены детского туристско-краеведческого клуба «Гамаюн», который стал основоположником при создании Детской Лесной Республики. И если в начале 70-х на слетах клуба «Гамаюн», а позднее, на городских и областных школьных туристических слетах присутствовали, как правило, спортивно-туристические этапы, то уже в 1973-74 году в Волковом лесу на «Гамаюновском посвящении» были введены первые сказочные образы: Баба-Яга, Русалки, Черти.
Так
с 1972 года во время экспедиции стали проводиться дни Нептуна, которые мы
сегодня знаем как фольклорно-этнографический праздник «Ивана Купалы». А
такие творческие мероприятия как «Дни рождения гамаюновцев», «Посвящение
десятиклассников» стали настоящими праздниками с элементами
В
1974-76 годах была предпринята одна из самых интересных попыток создания
такой территории в районе древнего Вержавска на озере Ржавец, которая стала
базой клуба «Гамаюн». «Командирская горка» на древнем городище стала местом
проведения летнего Купальского праздника, тематических вечеров. Большую «Гамаюновскую
поляну» украсили идолы «Дракоша» и «Вася», каждый уголок природы получил
свое неповторимое название. А традиционное «Посвящение в гамаюновцы»
превратилось в В 1987 году мечта о создании особой детской территории наконец осуществилась при передаче Рибшевской школы под детскую туристско-краеведческую базу, так была создана Детская Лесная Республика «Гамаюния.
Итак, год 1992. В Смоленск приезжает Виталий Сандуков – руководитель Школы выживания «Пал-Вис» (г. Москва), который поддерживает идею создания сказочного маршрута и непосредственно знакомиться с территорией Детской Лесной Республики.
В
феврале - марте под руководством Грушенко Владимира Ивановича
разрабатывается план маршрута, идет теоретическая подготовка, выбор опорных
точек и нити движения. За основу взята идея сказки «Спасение Красы
ненаглядной», которую еще в 1975 году во время летней экспедиции, на берегу
озера
И, наконец, долгожданное лето 1992 года! С 18 по 22 июня состоялось первое прохождение фольклорно-этнографического маршрута «Сказки русского леса». В период с 1992 по 2007г.г. в целевых сквозных прохождениях маршрута «Сказки Русского Леса» приняло участие более 2000 школьников. По итогам оформлены фото-летопись, слайд-фильм, методические материалы, создан видеофильм «Сказание о стране Гамаюнии», который в 1999 году стал победителем Всероссийского конкурса «Благословляю вас, леса!».
И
вот в июне 2007 года состоялось юбилейное прохождение маршрута, посвященное
15-летию активной созидательной деятельности,
Вторым ключевым моментом летней программы 2007 года стал визит в Детскую
Лесную Республику гостей из «Смоленского Делового Клуба». Гостей встречали
9-10 июня. Неподдельный интерес у членов Клуба вызвали интересный рассказ о
мифологии Древней Руси, о
Вот
такой интересной и насыщенной получилась летняя, юбилейная, программа
Детской Лесной Республики. В памяти ребят надолго останутся красивые и яркие
225-е туристско-краеведческие сборы лета 2207 года. | |||||||||||||||||
. | . | . | . | |||||||||||||||
. | . |
. | . | |||||||||||||||
© dlr.narod.ru | Все материалы сайта написаны педагогическим коллективом ДЛР, создателями и разработчиками WEB проекта. Цитирование и публикация материалов сайта разрешены только с пометкой об источнике получения информации. Замечания и предложения присылайте на адрес Барков Андрей | |||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 |