.
 

|Главная|Карта сайта|Новости|
 

 
  ДОБРО
  ПОЖАЛОВАТЬ
  ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ
  РЕСПУБЛИКА
  ТВОРЧЕСТВО,
  УСПЕХИ, ОТЗЫВЫ
 

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО


Весна-Красна в народном календаре и в Детской Лесной Республике.

С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. Недаром мы говорим: «Круглый год».

 В народном сознании мертвое царство Кощея, царство смерти – это Зима.

Весна-Красна – это румяная девушка с яркой улыбкой и блеском озорных глаз.

Лето Красное – зрелая женщина «в самом соку». Макушка года, макушка жизни – время плодородное. Бабье Лето – последний блеск великолепной Красы, улыбка умудренной годами женщины, стоящей на пороге своей осени. Осень – женщина, прошедшая свой путь и спокойно собирающая урожай жизни. Зима – смерть…

     Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его,  годным для жизни, делает сам человек, если умеет обращать дни жизни в праздник. Опыт многих поколений русских людей, создающих праздники на основе народного календаря и педагогический опыт, накопленный в Детской Лесной Республике Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи стали основой создания круглогодичного цикла проведения русских народных праздников.

     Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действо и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, имел богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.

      Великий русский педагог К. Р. Ушинский говорил,  что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.
     Традиционно каждый годовой праздник – это соборная, то есть общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые  исподволь подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

     Из глубочайшей древности дошло до нас народное понимание праздника как отражения жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах и быличках, сказках и мифах, пословицах и загадках. До недавнего времени сообразно народному представлению о цикле народно-календарных праздников как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучна с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытом многих поколений чередования развлечений и труда,  отдыха и работы, веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены и зрительно, наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося посолонь, то есть по движению Солнца. Чтобы время не сбивалось с предначертанного им ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам, растениям не сбиться с пути. В народных праздниках прослеживается концентрированное воплощение этой идеи.

    … На Руси до 1492 года наступление Нового года, Новолетия, отмечали весной, в день весеннего равноденствия. Поэтому весну и называют пролетьем, то есть временем, с которого собственно и начинается новый год.

     Наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц.

     Весенние народные приметы:

     - Хороший год по весне видно.
     - Рано затает – долго не растает.
     - Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.
     - На весну надейся, а дрова запасай.
     - Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету.
     - Первый ручеек – весне сын родной, а зиме – пасынок.
     - Прилетный кулик из заморья, принес из неволья.
     - Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
     -  Когда весною появляется много мышей – это предвещает  голодный год.
     - Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно еще выпадет.
     - Весна днем красна.
     - Щедра весна на тепло, да скупа на время.
     - Кто спит весною, тот плачет зимою
.

     Названия весенних месяцев:

     март – «зимобор», «протальник», «березозол»;
     апрель – «снегогон», «зайграй овражки»;
     май – «травник», «травень».

     В марте существовали обряды, посвященные образу Кикиморы. Кикимора – это хозяйка избы, жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девка с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами. В марте с крыш капает, днем солнце заметно пригревает. Начиналась подготовка к предстоящим полевым и огородным работам. Но вместо оттепелей случаются иногда морозы. Отмечали праздник «Сороки». Угощение птиц.

     В апреле земля преет. Весенние ручьи. Отмечали праздник «Благовещение» - день птиц.  Женщины оканчивают прясть пряжу. Отбирают семена, готовят их к посеву. Пекут из теста лестницы, дарят друзьям и знакомым. Начинается половодье. Полая вода память о зиме уносит. Вывозят пчел на пасеки.

      В мае начинаются весенние сельскохозяйственные работы, высаживают на грядки лук. На Егория первый раз выгоняют в поле скот. Пекли печенье – «козульки» в виде фигурок разных животных. С этого дня открывался сезон хороводов. Выкликали дождь, славили первый весенний гром. Начинали раннюю пахоту. Сбор березового сока. Начинали петь соловьи. Жгли в поле траву. В конце мая появляются комары. Праздник «Красная горка».

     В годовом цикле работы Детской Лесной Республики традиционно отмечаются следующие народно-календарные праздники:
     - «Масленица»;

     - «Сороки»;
     - «Красная горка».

      С 22 по 30 марта 2007 года состоялись 233- весенние туристско-краеведческие сборы. Основным собитием программы по традиции был фольклорно-этнографический праздник «Сороки». Это один из древнейших славянских праздников – вторая закличка весны. Приходится он на 22 марта – день весеннего равноденствия. В народе говорят: "На "Сороки" день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается".

Считалось, что на "Сороки" должны прилетать с юга 40 стай разных птиц, и первая из них - жа­воронки. Их прилет обозначал, что весна вступила в свои пра­ва. Воспитанники  Детской Лесной Республики к празд­нику готовились заранее. На рас­свете в деревенской избе девушки начали выпекать из теста причудливых птиц, украсили разноцвет­ной глазурью, изю­мом, маком; насажи­вали на шесты, приго­варивая:
"Уж ты пташечка, ты залетная! Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!"

Возрождая народ­ные традиции и обы­чаи, также испекли из ржаной муки со­рок шариков - "со­роки святые - колобаны золотые" для того, чтобы "мороз наелся и ушел" до следующего года, не мешал крестьянам в их повседневных весенних работах.

В полдень ребята веселой  гурьбой с песнями и закличками  поздравляли местных  жителей, зазывали весну:
Жаворонки, жавороночки!
Принесите вы Весну-красну-у!
Жаворонки-жавороночки!
Унесите вы Зиму-холодну-у!

 И искренне желали:
"...А дай бог тому, кто в этом дому!
 Ему рожь густа, рожь ужиниста!
 Ему с колоса осьмина,
 Из зерна ему коврига,
 Из ползерна - пирог.
 Наделил бы вас Бог
 И житьем, и бытьем, и богат­ством...
 Мы с весной вас поздравляем,
 Счастья, радости желаем,
 Жаворонка вам вручаем!

До позднего вечера продолжалось празд­ничное шествие по де­ревне. В каждую избу деревень Рибшево и Борок прилетел жаворонок, подарен­ный ребятами. Здравствуй, Весна!

Также в программе сборов был проведен радиальные и многодневные походы к стоянкам «Святилище», «Остров Нечисти» и «У зимнего Велеса». Во время похода большое внимание было уделено фенологическим наблюдениям, изучению следов животных. На археологическом комплексе «Святилище» состоялся праздник «Пробуждение медведя».

На стоянке «Остров Нечисти» прошел интересный праздник «Проводы Снегурочки» с яркой творческой инсценировкой русской народной сказки «Снегурочка».

Еще один народный праздник на базе был посвящен образу русской печки. Он прошел весело и интересно: с песнями, загадками, угощением блинами.

Большое внимание было уделено подготовке к 15-летнему юбилею фольклорно-этнографического маршрута «Сказки Русского Леса». Была проведена интенсивная работа на стоянках сказочного маршрута: на «Святилище» соорудили новые входные ворота, на «Острове Нечисти» расчищали и реконструировали подземелье «У зимнего Велеса» провели большую работу по благоустройству территории, оборудованию кострища, построили «Шалаш Лешего», промаркировали тропу.

Неотъемлемой частью всех сборов являются вечера туристической песни, во время которых ребята знакомятся с творчеством бардов, разучивают новые песни, пробуют свои силы в песенном творчестве.

Очень яркие впечатления у ребят оставили необычные явления природы.  Во время проведения осенних туристско-краеведческих сборов в Рибшево в ноябре 2006 года был снег, максимальное понижение температуры достигло  -21 градуса.

…Мороз и солнце,
   День чудесный…

В январе снега не было вообще, температура  +7 градусов.
 …Уж небо осенью дышало,
   Уж реже солнышко блистало…

А вот в марте 2007 года – температура  +19 градусов, проснулись муравьи, бегают ужи, ящерицы, цветут первоцветы, стали активными клещи…
 …Лето – это много света,
    Это – поле, это лес,
    Это – тысячи чудес!


Е. Ю. Никитина, Е. А. Николаева – методисты
Смоленского городского  дворца творчества детей и молодежи
 

 
..
.
.
....
© dlr.narod.ru
 
Все материалы сайта написаны педагогическим составом ДЛР, создателями и разработчиками WEB проекта.
Цитирование и публикация материалов сайта разрешены только с пометкой об источнике получения информации.
Вопросы, замечания и предложения присылайте на адрес Барков Андрей
 
11

1

1
Hosted by uCoz