|
ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ РЕСПУБЛИКА |
|
|
|
ТВОРЧЕСТВО,
УСПЕХИ, ОТЗЫВЫ |
|
|
| |
|
НОВОСТИ |
|
Коллективу «Школа юного исследователя» исполнилось 10 лет.
1 октября 2007 года исполнилось 10 лет детскому исследовательскому
коллективу «Школа юного исследователя» Детской Лесной Республики
Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи.
Детская Лесная
Республика, действующая на территории национального биосферного парка
«Смоленское Поозерье», открывает для ребят удивительный, загадочный,
полный неожиданностей мир – Мир Природы. В любое время года по
территории Республики отправляются большие и малые экспедиции, в которых
ребята учатся жить дружной семьей, быть честными, преодолевать
трудности, понимать и ценить красоту родного края, приобщаются к
ценностям русской культуры и истории.
В любом маршруте и
любой программе ДЛР определяющими являются вопросы комплексного
экологического воспитания. Ребята из «Школы юного исследователя»
занимаются комплексным краеведческим изучением территории Детской Лесной
Республики национального биосферного парка «Смоленское Поозерье»;
изучают флору и фауну Смоленской области; получают базовые знания по
экологии; осваивают методики определения и учета позвоночных и
беспозвоночных животных; осваивают методики топографической съемки;
получают основные навыки и умения по различным видам туризма;
приобщаются к истории и культуре родного края; знакомятся с русскими
народными обрядами, традициями, предметами быта; участвуют в
фольклорно-этнографических праздниках; выполняют самостоятельные
исследовательские работы; занимаются по программе «Мир природы и мир
человека через русский народный календарь».
За 20 лет работы
Детской Лесной Республики ребятами описаны составляющие ее ландшафты,
выявлены и зарегистрированы интересные
формы рельефа, уникальные
природные сообщества, отдельные природные объекты. Созданы комплексные
эколого-краеведческие паспорта сказочных этапов
фольклорно-этнографического маршрута «Сказки Русского Леса», которому в
2007 году исполняется 15 лет. Маршрут на сегодняшний день имеет
протяженность 50 км., включает в себя 39 фольклорно-этнографических
комплексов и 70 сказочных объектов, созданных или реконструированных
усилиями ребят из Детской Лесной Республики. Эколого-краеведческие
паспорта этапов включают биотопические характеристики, описание флоры и
фауны, подробную топографическую съемку местности, историческую справку
открытия и изучения территории.
На территории
Республики выявлены и картографированы места, где с наибольшей
вероятностью возможны встречи с медведями, волками, лисицами, рысью.
Известны наиболее любимые волками участки леса и места расположения их
троп. Часть Детской Лесной Республики носит название «Волкляндия» -
страна волков. Ребятами зафиксированы места медвежьих лежек и медвежьи
тропы. Неоднократно фиксировались следы рыси и признаки ее
жизнедеятельности. Ребятами обнаружены и находятся под наблюдением тропы
копытных животных и места их водопоев. Натуралисты обнаружили и
исследовали болото, на котором живет колония журавлей. В настоящее время
собрана целая коллекция отпечатков животных, включающая в себя фото-,
видеоматериалы, зарисовки с натуры и промеры следа.
Ребята из «Школы
юного исследователя» принимали участие в работе Федеральной Заочной
Экологической Школы. Выполненные ими самостоятельные исследовательские
работы были удостоены дипломов 1, 2, 3 степени.
Самостоятельная
исследовательская работа «Этологические особенности рыжих лесных
муравьев» посвящена изучению жизни этих насекомых. Муравьиная
цивилизация «Страна Муравия» занимает квартал елового леса и имеет
уникальную особенность – все муравейники этой страны соединены тропами
шириной до 30 см. «Муравьиная цивилизация» - это экспериментальный
полигон для изучения поведения муравьев. Также этот объект включен в
фольклорно-этнографический маршрут «Сказки Русского Леса» и является
одним из очень интересных сказочных этапов.
Исследовательская
работа «Изучение особенностей гнездового поведения деревенской ласточки
в период выкармливания птенцов» позволила выявить закономерности
посещения гнезда самкой и самцов; найти различие в активности самки и
самца в разные дни; пронаблюдать различные стадии гнездовой жизни
деревенской ласточки; пронаблюдать изменения поведения ласточек в связи
со взрослением птенцов.
На территории
Республики ведется исследование видового состава насекомых жужелиц.
Исследовательская работа «Состав жужелиц различных биотопов» позволила
обнаружить и определить 22 вида жужелиц, относящихся к 12 родам.
Выявлено, что многие виды жужелиц чутко реагируют на изменение
окружающей среды и могут служить прекрасными индикаторами экологических
условий биоценозов, использоваться для мониторинговых исследований.
При выполнении
исследовательской работы «Гнездовая биология белого аиста» удалось
зарегистрировать кормовой участок птиц; проследить маршруты полетов
аистов; установить различия в особенностях развития птенцов, их
индивидуальный характер.
На территории
Детской Лесной Республики обнаружены редкие животные: аист черный,
крохаль большой, цапля белая, жужелица шагреневая, соня лесная и соня
орешниковая. Совместно с кандидатом биологических наук Решетниковой
Н.М. обнаружены следующие редкие виды растений: баранец обыкновенный,
гроздовник полулунный. Гологучник Линнея, ятрышник шлемовидный, тайник
сердцевидный.
Ребята из «Школы
юного исследователя» Детской Лесной Республики занимаются регулярным
изучением реки Василевка от истоков до устья. В прошлом играла
существенную роль как в водоснабжении населения, так и в обеспечении
торговых связей, являлась частью знаменитого торгового пути «Из варяг в
греки». В Детской Лесной Республике Василевка исследуется на протяжении
20 лет, ведутся мониторинговые наблюдения. За это время совершено 11
водных, 15 пеших и 5 лыжных экспедиций. За одно водное прохождение реки
ребятами расчищается от 200 до 400 завалов русла. Ведется подробное
описание флоры и фауны местности, описание биотопов, створов реки,
ведутся исследования температурного режима, гидрологические наблюдения.
Занимаются ребята
из «Школы юного исследователя» и краеведческими наблюдениями. Одна из
тем краеведческих исследований – изучение истории д.Рибшево – центра
Детской Лесной Республики. Ребята стараются по крупицам собрать
страницы истории Рибшева – страницы истории предков и сохранить их для
будущих поколений.
Из бесед с
местными жителями деревни Рибшево стало известно, что в Рибшево жил
очень интересный человек Анищенков Петр Логинович, который всю свою
сознательную жизнь вел своеобразную летопись деревни Рибшево, в которой
он ежедневно фиксировал все события, происходящие в деревне, состояние
природы, изменения в погоде, учет ловли рыбы и так далее. Небольшая
часть этих записей сохранилась. После их изучения была проделана
следующая работа – составлена таблица и построен график прилета весной в Рибшево таких птиц, как грач. Жаворонок, гусь, кукушка, соловей,
ласточка, иволга (материал имеется с 1968 по 1975 годы). На протяжении
20 лет существования Детской Лесной Республики также фиксируются сроки
прилета весеннего прилета птиц в Рибшево, таким образом накоплен
достаточный материал для мониторингового исследования.
Итоги
исследовательской деятельности по проблеме существования на территории
Смоленской области карельской березы и исследования малых рек научно
обработаны и переданы в Департамент по природным ресурсам, благодаря
чему проект «Детская Лесная Республика» был включен в областную целевую
программу «Экологическое образование, воспитание и просвещение населения
Смоленской области».
Начиная с 1999
года в работе «Школы юного исследователя» появилось новое,
психологическое, направление. Ребята выполняют исследовательскую работу
«Изучение физиологического и эмоционального состояния участников
туристско-краеведческих сборов». Также проведено комплексное
психологическое исследование воспитанников Смоленского городского Дворца
творчества детей и молодежи, в результате которого
выявилена следующая
тенденция: воспитанники всех коллективов Дворца демонстрируют ярко
выраженную обращенность личности на самопознание, самоинтерес,
личностное становление, рефлексию, ребята проявляют в высокой степени
момент опережения в их социализации.
Е. Ю. Никитина – методист Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи.
Фото А. М.
Дроздова.
| |