.
 

|Главная|Карта сайта|Новости|
 

 
  ДОБРО
  ПОЖАЛОВАТЬ
  ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ
  РЕСПУБЛИКА
  ТВОРЧЕСТВО,
  УСПЕХИ, ОТЗЫВЫ
 

НОВОСТИ

 
Коллективу «Школа юного исследователя» исполнилось 10 лет. 
 
     1 октября 2007 года исполнилось 10 лет детскому исследовательскому коллективу «Школа юного исследователя» Детской Лесной Республики Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи.  
     Детская Лесная Республика, действующая на территории национального биосферного парка «Смоленское Поозерье»,  открывает для ребят удивительный,  загадочный, полный неожиданностей мир – Мир Природы. В любое время года по территории Республики отправляются большие и малые экспедиции, в которых ребята учатся жить дружной семьей, быть честными, преодолевать трудности, понимать и ценить красоту родного края, приобщаются к ценностям русской культуры и истории.
     В любом маршруте и любой программе ДЛР определяющими являются вопросы комплексного экологического воспитания. Ребята из  «Школы юного исследователя» занимаются комплексным краеведческим изучением территории Детской Лесной Республики национального биосферного парка «Смоленское Поозерье»; изучают флору и фауну Смоленской области; получают базовые знания по экологии; осваивают методики определения и учета позвоночных и беспозвоночных животных; осваивают методики топографической съемки; получают основные навыки и умения по различным видам туризма; приобщаются к истории и культуре родного края; знакомятся с русскими народными обрядами, традициями, предметами быта; участвуют в фольклорно-этнографических праздниках; выполняют самостоятельные исследовательские  работы; занимаются по программе «Мир природы и мир человека через русский народный календарь».
     За 20 лет работы  Детской Лесной Республики ребятами описаны составляющие ее ландшафты, выявлены и зарегистрированы интересные формы рельефа, уникальные природные сообщества, отдельные природные объекты. Созданы комплексные эколого-краеведческие паспорта сказочных этапов фольклорно-этнографического маршрута «Сказки Русского Леса», которому в 2007 году исполняется 15 лет. Маршрут на сегодняшний день имеет протяженность 50 км.,  включает в себя 39 фольклорно-этнографических комплексов и 70 сказочных объектов, созданных или реконструированных усилиями ребят из Детской Лесной Республики. Эколого-краеведческие паспорта этапов включают биотопические характеристики, описание флоры и фауны, подробную топографическую съемку местности, историческую справку  открытия и изучения территории.
     На территории Республики выявлены и картографированы места, где с наибольшей вероятностью возможны встречи с медведями, волками, лисицами, рысью. Известны наиболее любимые волками участки леса и места расположения их троп. Часть Детской Лесной Республики носит название «Волкляндия» - страна волков. Ребятами зафиксированы места медвежьих лежек и медвежьи тропы. Неоднократно фиксировались следы рыси и признаки ее жизнедеятельности. Ребятами обнаружены и находятся под наблюдением тропы копытных животных и места их водопоев. Натуралисты обнаружили и исследовали болото, на котором живет колония журавлей. В настоящее время собрана целая коллекция отпечатков животных, включающая в себя фото-, видеоматериалы, зарисовки с натуры и промеры следа.
     Ребята из «Школы юного исследователя» принимали участие в работе Федеральной Заочной Экологической Школы. Выполненные ими самостоятельные исследовательские работы были удостоены дипломов 1, 2, 3 степени.
     Самостоятельная исследовательская работа «Этологические особенности рыжих лесных муравьев» посвящена изучению жизни этих насекомых. Муравьиная цивилизация «Страна Муравия» занимает квартал елового леса и имеет уникальную особенность – все муравейники этой страны соединены тропами шириной до 30 см. «Муравьиная цивилизация» - это экспериментальный полигон для изучения поведения муравьев. Также этот объект включен в фольклорно-этнографический маршрут «Сказки Русского Леса» и является одним из очень интересных сказочных этапов.
     Исследовательская работа «Изучение особенностей гнездового поведения деревенской ласточки в период выкармливания птенцов» позволила выявить закономерности посещения гнезда самкой и самцов; найти различие в активности самки и самца в разные дни; пронаблюдать различные стадии гнездовой жизни деревенской ласточки; пронаблюдать изменения поведения ласточек в связи со взрослением птенцов.
     На территории Республики ведется исследование видового состава насекомых жужелиц. Исследовательская работа «Состав жужелиц различных биотопов» позволила обнаружить и определить 22 вида жужелиц, относящихся к 12 родам. Выявлено, что многие виды жужелиц чутко реагируют на изменение окружающей среды и могут служить прекрасными индикаторами экологических условий биоценозов, использоваться для мониторинговых исследований.
     При выполнении исследовательской работы «Гнездовая биология белого аиста» удалось зарегистрировать кормовой участок птиц; проследить маршруты полетов аистов; установить различия в особенностях развития птенцов, их  индивидуальный характер.
     На территории Детской Лесной Республики обнаружены редкие животные: аист черный, крохаль большой, цапля белая, жужелица шагреневая, соня лесная и соня орешниковая. Совместно с кандидатом биологических наук Решетниковой  Н.М. обнаружены следующие редкие виды растений: баранец обыкновенный, гроздовник полулунный. Гологучник Линнея, ятрышник шлемовидный, тайник сердцевидный.
     Ребята из «Школы юного исследователя» Детской Лесной Республики занимаются регулярным изучением реки Василевка от истоков до устья. В прошлом играла существенную роль как в водоснабжении населения, так и в обеспечении торговых связей, являлась частью знаменитого торгового пути «Из варяг в греки». В Детской Лесной Республике Василевка исследуется на протяжении 20 лет, ведутся мониторинговые наблюдения. За это время совершено 11 водных, 15 пеших и 5 лыжных экспедиций. За одно водное прохождение реки ребятами расчищается от 200 до 400 завалов русла. Ведется подробное описание флоры и фауны местности, описание биотопов, створов реки, ведутся исследования температурного режима, гидрологические наблюдения.
     Занимаются ребята из «Школы юного исследователя» и краеведческими наблюдениями. Одна из тем краеведческих исследований – изучение истории д.Рибшево – центра Детской Лесной Республики. Ребята стараются    по крупицам собрать страницы истории Рибшева – страницы истории предков и сохранить их  для будущих поколений.
     Из бесед с местными жителями деревни Рибшево стало известно, что в Рибшево жил очень интересный человек Анищенков Петр Логинович, который всю свою сознательную жизнь вел своеобразную летопись деревни Рибшево, в которой он ежедневно фиксировал все события, происходящие в деревне, состояние природы, изменения в погоде, учет ловли рыбы и так далее. Небольшая часть этих записей сохранилась. После их изучения была проделана следующая работа – составлена таблица и построен график прилета весной в Рибшево таких птиц, как грач. Жаворонок, гусь, кукушка, соловей, ласточка, иволга (материал имеется с 1968 по 1975 годы). На протяжении 20 лет существования Детской Лесной Республики также фиксируются сроки прилета весеннего прилета птиц в Рибшево, таким образом накоплен достаточный материал для мониторингового исследования.
     Итоги исследовательской деятельности по проблеме существования на территории Смоленской области карельской березы и исследования малых рек научно обработаны и переданы в Департамент по природным ресурсам, благодаря чему проект «Детская Лесная Республика» был включен в областную целевую программу «Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области».
     Начиная с 1999 года в работе «Школы юного исследователя» появилось новое, психологическое,  направление. Ребята выполняют исследовательскую работу «Изучение физиологического и эмоционального состояния  участников туристско-краеведческих сборов». Также проведено комплексное психологическое исследование воспитанников Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи, в результате которого
выявилена следующая тенденция: воспитанники всех коллективов  Дворца демонстрируют ярко выраженную обращенность личности на самопознание,  самоинтерес,  личностное становление, рефлексию, ребята    проявляют в высокой степени момент опережения в их социализации.
 
 
       Е. Ю. Никитина – методист Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи.
       Фото А. М. Дроздова.
 
 
..
.
.
..

.

.
© dlr.narod.ru
 
Все материалы сайта написаны педагогическим коллективом ДЛР, создателями и разработчиками WEB проекта.
Цитирование и публикация материалов сайта разрешены только с пометкой об источнике получения информации.
Замечания и предложения присылайте на адрес
Барков Андрей
 
11

1

1
Hosted by uCoz