.
 

|Главная|Карта сайта|Новости|
 

 
  ДОБРО
  ПОЖАЛОВАТЬ
  ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ
  РЕСПУБЛИКА
  ТВОРЧЕСТВО,
  УСПЕХИ, ОТЗЫВЫ
 

НОВОСТИ

 Лето Красное в народном календаре и   в Детской Лесной Республике.

      С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. Недаром мы говорим: «Круглый год».

         До недавнего времени сообразно народному представлению о цикле народно-календарных праздников как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучна с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытом многих поколений чередования развлечений и труда,  отдыха и работы, веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены и зрительно, наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося посолонь, то есть по движению Солнца. Чтобы время не сбивалось с предначертанного им ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам, растениям не сбиться с пути. В народных праздниках прослеживается концентрированное воплощение этой идеи.

     Лето Красное в народном календаре - это зрелая женщина «в самом соку». Макушка года, макушка жизни – время плодородное.  Бабье Лето – последний блеск великолепной Красы, улыбка умудренной  годами женщины, стоящей на пороге своей осени…

      Летние народные приметы:

     - Лето бурное – зима с метелями.

     - Лето дождливое – зима снежная, морозная.

     - Урожайное лето предвещает холодную зиму.

     - Хлебород – к суровой зиме.

     - Каково лето, таково и сено.

     - Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

 

     - Если летом ночью не было росы, днем будет дождь.

     - Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра и дождя.

     - Если воздух над лесом посинеет – будет тепло.

     - Если петух запел раньше  девяти часов вечера – к дождю.

     - Ветряные мельницы скрипят – буря будет.

     - Если голос звенит – будет ясно.

     - Грачи летом пасутся на траве – скоро будет дождь.

     - Первый туман лета – верная грибная примета.

     - Ясный Млечный Путь летом – к ведру.

     - Если пауков много видно – надо ждать хорошей погоды.

     - Вороны часто кричат – к дождю или бурной погоде.

     - Если муравьи летом наносят большие муравьиные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.

     - Если полевые мыши натаскивают в свои норы много хлеба, то можно ожидать холодной и продолжительной зимы.

     Названия летних месяцев:

     июнь – «скопидом», «хлеборост»; 

     июль – «страдник», «сенозарник», «макушка лета»;

     август – «жнивень», «разносол», «густоед».

     Июнь – конец пролетья, начало лета. Продолжается посев огурцов. Кончают сев хлебов, сеют лен и коноплю. Кукует кукушка. В этом месяце наблюдаются обильные росы. Зацветает рябина. Посадка капусты. Рожь колосится, выметывает колос. Появляются грибы. По цвету ржи гадают о цене хлеба: если рожь начинает цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, если сверху – высокая. Пока рожь не заколосится, нельзя было качаться на качелях. Сажали бобы. Посев гречихи. Начинаются самые короткие – воробьиные – ночи. Поворот солнца на зиму, а лета на жару. Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. Народные праздники «Малый  Ярило», «Большой Ярило», «Иванов день». Ярмарки.

     В июле пчелы мед запасают. Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят. Праздник перепелятников. Заготавливали банные веники на весь год.  Существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валятся по ним. Дожди в это время вызывали и радость, и тревогу: они очень нужны хлебам и опасны для травы перед самым сенокосом. Поспевает земляника, земляника в лес зовет. Начало сенокоса.  Перестает куковать кукушка.  Летние кузьминки.  Сбор черники.

     В августе наступают темные ночи.  Пора усиленных сельскохозяйственных работ, страды. Гадали о предстоящей зиме: если утренник холодный, и зима холодная. Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь – зима снежная и теплая. В конце августа уже бывают заморозки. Поспевают яблоки. Отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы. Заканчиваются сенокосные работы. Сбор лесной малины. Жатва.  Провожают закат солнца в поле с песнями.  Посев озимых. Отлетают ласточки Начало молодого бабьего лета. Солят огурцы, рубят капусту. Отлет журавлей.

     Первая встреча осени…

     В годовом цикле Детской Лесной Республики традиционно отмечаются следующие народно-календарные праздники:

     - «Троицкая березка»;

     - «Праздник лесных трав»;

     - «Иван Купала».

     С 4 по 26 июня 2007 года состоялись юбилейные 225-е летние туристско-краеведческие сборы, посвященные двум знаменательным датам – 20-летию Детской Лесной Республики и 15-летию фольклорно-этнографического маршрута «Сказки Русского Леса». Поэтому основным событием программы стало сквозное театрализованное прохождение маршрута, который на сегодняшний день имеет протяженность 50 км., включает в себя 39 фольклорно-этнографических комплексов и 70 сказочных объектов, созданных или реконструированных усилиями ребят из Детской Лесной Республики.

 Сам маршрут «Сказки Русского Леса» является результатом коллективного творческого труда методистов и педагогов Центра этнографии, краеведения и туризма.

Цели и задачи маршрута:

-          всестороннее образование, воспитание и развитие личности;

-          развитие познавательного интереса и творческих способностей в ходе подготовки и проведения маршрута «Сказки русского леса»;

-          социальная адаптация подростка в условиях проведения фольклорно-этнографического маршрута;

-          формирование у подростков научно-исторического мировоззрения, формирование и развитие экологии духа, приобщение к традициям народной культуры.

В дни школьных каникул собираются на турбазе «Рибшево» Детской Лесной Республики десятки мальчишек и девчонок. Отсюда начинается маршрут, и сказка для ребят  становится реальностью. Открываются им тайны живой природы, чувствуют они себя настоящими богатырями и волшебниками, исследователями и первооткрывателями, так как сами выступают в роли сказочных персонажей.

Почему именно сказка?

Не секрет, что в настоящее время остро стоит вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения, его духовного развития.

Возрождение культурного наследия народа, его традиций, фольклора в системе организации и проведения маршрута «Сказки русского леса» дает возможность ребенку реально войти в сказку, не на сцене, в школе и книжке, а в сказочно-природной ситуации, через подлинные памятники природы, духовно-материальной культуры, реальных сказочных героев.

Издревле, в народе, сказка является самым распространенным жанром  прозаического фольклора. Единого определения этого жанра нет – это нравоучительные и забавные рассказы о животных, и остроумные анекдоты о барах и попах , волшебные сказки об Иване-царевиче, Бабе-Яге и сером волке и многие другие. Они отличаются  друг от друга не только содержанием, тематикой, сюжетами, но и художественными приемами, языком.

Сказка  в понимании коллектива детей и педагогов Детской Лесной Республики – это реальный мир образов наших предков. Мы пытаемся реконструировать отношения наших предков к окружающей природе, их миропонимание в тот период жизни людей, когда сказочные герои для них был реальностью, видимой и невидимой.

Например, в предметном реальном мире образ Лешего существует в лесу, хозяином которого тот является; некий Алатырь-камень – хранилище вечности, времени, клада; образ Бабы-Яги в период матриархата – это хозяйка мира, с приходом патриархата культ женщины оттесняется, а с появлением новых культов уходит  в тень и сливается с образом мертвеца («нос в потолок», «костяная нога»). В мире наших предков было реально в представлении даже то, что не существовало в действительности, верили безоговорочно.

А под невидимыми образами подразумевали такие божества как божество Солнца, ветра, огня, земли и многие другие.

Используя народные традиции, сказка начинается с затейливой присказки:

«…Давно ли недавно, близко ли далеко – существовало на свете озеро чудесное. И жила на том озере Краса ненаглядная. Жили люди, не тужили, дома строили красивые, хлеба сеяли богатые. Только просочилось на это озеро племя чертово.

Изловили они, похитили Красу ненаглядную. Исчезла она от людей. Перестали они понимать друг друга, стали пить да скандалить, реки  травить да леса губить. Постреляли зверушек лесных да побили птичек певчих. А которые живы остались, улетели из этих мест страшных. Помертвели леса, заболотились нивы хлебные, озера тиной подернулись. Оскудел род людской, разбежался. А земля вся досталась племени чертову.

Прослышали про дела эти темные добры молодцы-гамаюновцы. И решили они освободить Красоту ненаглядную, чтобы люди могли жить красиво да ладно. И  собрались они в стольном граде лесном – Рибшево…».

Сама присказка уводит в особый мир, живущий по своим сказочным законам, и ставит перед участниками маршрута нелегкую задачу прохождения фольклорно-этнографических этапов в поисках живой и мертвой воды для спасения Красоты ненаглядной, образом которой является живописное, лесное озеро Махнач.

Какова же история создания фольклорно-этнографического маршрута «Сказки Русского Леса»?

Сама идея сказочного маршрута зарождалась при проведении «Тропы посвящения» в члены детского туристско-краеведческого клуба «Гамаюн», который стал основоположником при создании Детской Лесной Республики. И если в начале 70-х  на слетах клуба «Гамаюн», а позднее, на городских и областных школьных туристических слетах присутствовали, как правило, спортивно-туристические этапы, то уже в 1973-74 году в Волковом лесу на «Гамаюновском посвящении» были введены первые сказочные образы:  Баба-Яга, Русалки, Черти.

Так с 1972 года во время экспедиции стали проводиться дни Нептуна, которые мы сегодня знаем как фольклорно-этнографический праздник «Ивана Купалы». А такие творческие мероприятия как «Дни рождения гамаюновцев», «Посвящение десятиклассников» стали настоящими праздниками с элементами сказочности и романтики.

В 1975 году в Лисичино впервые «Посвящение в Гамаюновцы» проводится по принципу сказочного маршрута «Страна Гамаюния», где наряду со спротивно-туристическими появляются этапы, наполненные романтикой. Это «Вхождение в страну Гамаюнию», «Комиссарская», «Кают-компания знаменитых капитанов». Продолжается постепенное формирование образа страны «Гамаюнии» - особой детской территории.

В 1974-76 годах  была предпринята одна из самых интересных попыток создания такой территории в районе древнего Вержавска на озере Ржавец, которая стала базой клуба «Гамаюн». «Командирская горка» на древнем городище стала  местом проведения летнего Купальского праздника, тематических вечеров. Большую «Гамаюновскую поляну» украсили идолы «Дракоша» и «Вася», каждый уголок природы получил свое неповторимое название. А традиционное «Посвящение в гамаюновцы» превратилось  в настоящую сказку.

В 1987 году мечта о создании особой детской территории наконец осуществилась при передаче Рибшевской школы под детскую туристско-краеведческую базу, так была создана Детская Лесная Республика «Гамаюния.

Конец 80-х и начало 90-х  - это время активных поисков, разведки и изучения нашей территории; закладываются  с последующим обустройством стоянки будущего маршрута: «Святилище», «У Предков», «Змеиная горка», «Алатырь-камень», озеро Махнач и многие другие. Места будущих стоянок и этапов выбирались согласно природно-ландшафтного окружения и наличия подлинных памятников природы, духовно-материальной культуры. Проводятся традиционные праздники Нептуна, «Гамаюновские посвящения» на Рибшевском озере.

Итак, год 1992. В Смоленск приезжает Виталий Сандуков – руководитель Школы выживания «Пал-Вис» (г. Москва), который поддерживает идею создания сказочного маршрута и непосредственно знакомиться с территорией Детской Лесной Республики.

В феврале - марте под руководством Грушенко Владимира Ивановича разрабатывается план маршрута, идет теоретическая подготовка, выбор опорных точек и нити движения. За основу взята идея сказки «Спасение Красы ненаглядной», которую еще в 1975 году во время летней экспедиции, на берегу озера Высочерт сочинили  Грушенко Владимир Иванович и Сивакова Светлана Александровна.

И уже с 13 по 17 апреля 1992 года  под руководством Грушенко В. И. группа педагогического лицея (руководитель – Авдеева Е.В.) отрабатывает контрольное прохождение сказочного маршрута.

 И, наконец, долгожданное лето 1992 года! С 18 по 22 июня состоялось первое прохождение фольклорно-этнографического маршрута «Сказки русского леса».

В период с 1992 по 2007г.г. в целевых сквозных прохождениях маршрута «Сказки Русского Леса» приняло участие более 2000 школьников. По итогам  оформлены фото-летопись, слайд-фильм, методические материалы, создан видеофильм «Сказание о стране Гамаюнии», который в 1999 году стал победителем Всероссийского конкурса «Благословляю вас, леса!».

И вот в июне 2007 года состоялось юбилейное прохождение маршрута, посвященное 15-летию активной созидательной деятельности, направленной на  развитие и углубление идеи, мифотворчество, реконструкцию и создание новых сказочных этапов и объектов и многие-многие другие виды созидательного детского творчества.

Вторым ключевым моментом летней программы 2007 года стал визит в Детскую Лесную Республику гостей из  «Смоленского Делового Клуба». Гостей встречали 9-10 июня. Неподдельный интерес у членов Клуба вызвали интересный рассказ о мифологии Древней Руси, о русских корнях и знаниях, донесенных нашими предками до сегодняшних дней через предметный ряд, обряды, сказки. Но самым ярким впечатлением для гостей стало, конечно же, прохождение участка сказочного маршрута «Сказки Русского Леса» с ярким  народным праздником «Семик», обрядовыми действиями на «Красной горке» и у подлинных древних поминальных ям, с театрализованными представлениями – реконструкциями  старинных обрядов на «Велесовом святилище», на «Поляне Лешего», у «Дуба Перуна», на «Змеиной горке» и у избушки Бабы-Яги. Гости Детской Лесной Республики  побывали на красивейших туристических тропах ДЛР, увидели культовые обрядовые места русичей, воплощенные в реальность мифы, объекты сказочного маршрута, сделанные руками гамаюновцев разных поколений. Члены «Смоленского Делового Клуба» отметили, что Детская Лесная Республика – это целый мир для сотен мальчишек и девчонок, который дает начало их  духовному развитию и знанию истории предков, без чего невозможно правильное восприятие и построение будущего.

Свято чтут ребята из Детской Лесной Республики историю нашей Родины. Особое место в работе ДЛР занимает военно-патриотическое направление. Все 20 лет существования Республики ведется интенсивная работа по выявлению, изучению и накоплению краеведческого материала: из рассказов очевидцев, бесед с ветеранами, из фондов местных музеев, книг, архивов. Собранный по крупицам материал позволил составить хронику событий Великой Отечественной войны на территории  ДЛР. 22 июня 2007 года, в день начала Великой Отечественной войны,  состоялся  «День памяти»,  который традиционно проходит на красивом лесном озере Махнач, являющимся заключительным этапом фольклорно-этнографического маршрута. На северном берегу озера Махнач в совместных программах ДЛР и сводных поисковых отрядов Архангельской области обнаружено групповое захоронение времен Великой Отечественной войны. Над могилами сохранилась подлинная табличка с инициалами погибших: «Лейтенант Толоконцев Александр Алексеевич, 1919 года рождения, сержант Блиян Василий Васильевич, 1923 года рождения. Погибли 13 сентября 1943 года». Ребята расчистили это место, вырубили ельник, мелкий кустарник, благоустроили могилы, рядом со старой подлинной табличкой укрепили новую. Также благоустроено ребятами и место гибели Героя Советского Союза Василия Ивановича Суркова, повторившего подвиг Александра Матросова. Василий Иванович 1925 года рождения, член ВЛКСМ, родом из Куйбышевской области, служил и героически погиб в составе 270 стрелковой дивизии.  Ценою своей жизни рядовой комсомолец, подавший перед боем заявление в партию, Василий Сурков своей грудью закрыл вражескую амбразуру и обеспечил успешное продвижение полка; полк занял высоту, которая мешала прорыву сильно укрепленной полосы врага. В.И. Сурков погиб 13 сентября 1943 г., северо – восточнее д. Рибшево, на высоте Безымянной, которая находится недалеко от озера Махнач. На месте гибели Героя гамаюновцы вместе с воспитанниками Московской экспериментальной школы № 548, 9 мая 2003 г. торжественно открыли мемориальный знак. Традиционно на месте этих захоронений во время проведения туристско-краеведческих сборов 22 июня проводятся торжественные митинги, вечера военно-патриотической песни.   Уходят в прошлое страшные годы, нет уже в живых большинства участников войны, и потому наша святая обязанность – сохранить в памяти все, что мы о них знаем.

Вот такой интересной и насыщенной получилась летняя, юбилейная, программа Детской Лесной Республики. В памяти ребят надолго останутся красивые и яркие 225-е туристско-краеведческие сборы лета 2207 года.

                                                                                            Никитина Е.Ю., Сивакова С.А.
                                                                                            методисты  Дворца творчества детей и молодёжи г. Смоленска

 

 
..
.
.
..

.

.
© dlr.narod.ru
 
Все материалы сайта написаны педагогическим коллективом ДЛР, создателями и разработчиками WEB проекта.
Цитирование и публикация материалов сайта разрешены только с пометкой об источнике получения информации.
Замечания и предложения присылайте на адрес Барков Андрей
 
11

1

1
Hosted by uCoz